Федоров Дмитрий Андреевич
Воспоминания
Родился 21 ноября 1929 года.
Родители: отец Андрей Ксенафонтович, мать Анна Михайловна, сестра Нина 1934года рождения.
Мы жили на Коктюле, в бараке. Нашими соседями были Червоткины, Новиковы, Негоновы. Я больше жил с дедом Серебряковым Михаилом Сергеевичем, бабушкой Марьей Аподистовной. Отец работал ветврачом, обслуживал поселения Тропинск, Третий кордон, Щучье, Тумашово, Крутиха. Когда началась ВОВ, мне было 12 лет. Отец, Андрей Ксенафонтавич, придя домой, рассказал нам: «Прискакал на лошади уполномоченный из района, объявил, что началась война, на нас напала Германия». Он раздал повестки тем, кому нужно срочно явиться с вещами в военкомат. Сбор был назначен у старой церкви в центре села Тумашово. Собрался и стар, и млад, женщины голосили. Отца забрали в первые дни войны вместе с соседом Червоткиным Алексеем и отправили в Омск. Затем на фронт с земляками из Новой Заимки. Мать Анна Михайловна ездила к нему и провожала на фронт из Омска. Его приставили к лошадям в военной части. Письма отцу писали всей семьёй и ждали весточки от него.
Я закончил 2 класса, учила меня Клавдия Яковлевна. Как забрали мужчин, вся работа легла на плечи женщин, стариков, детей, к которым относился и я. Школу бросил и стал работать. В доме главной была мать Анна Михайловна. О новостях с фронта узнавали из писем отца, односельчан и уполномоченного, приезжающего из района. Почтальона одновременно ждали и боялись, а вдруг получим похоронку на отца.
В годы войны открылся песчаный карьер, в посёлке Тумашовском (23 км). Здесь добывали песок и отправляли на Омский военный завод. Дома было трудно с едой, а там давали хлеб, кормили похлёбкой, вот и устроился на работу. Добыча песка была круглосуточно вручную, песок до платформы, возили на тачках, на лошадях. Для своих нужд открыли гончарный цех по изготовлению глиняной посуды, и я туда устроился подмастерьем вместе с Леонидом Мальцевым, Сашей Крафт. Учил ремеслу дядя Гриша Кощеев (до сих пор дома хранятся кринки, которые я там делал). В наши обязанности входило замешивать глину ногами, подносить глину, песок, воду, разжигать печи для обжига посуды, следить за печами, чтобы поддерживалась определённая температура. Домой приходил чёрный, как, кочегар. Во время войны в карьере было подсобное хозяйство, где держали поросят, лошадей. Поощряли за хорошую работу. Меня наградили ботинками на деревянной подошве, штанами размером на здорового мужика. Мама мне из них сшила двое штанов. В свободное от работы время дед Михаил учил меня столярному делу, ремонтировали сельчанам их домашний скраб. Они платили нам продуктами, заработок отдавал матери.
В 13 лет отправили учиться в Ялуторовское ФЗО по столярному делу, затем в ремесленное училище на Винзилях, принимал участие в строительстве Лесозавода в Тюмени. Оттуда меня забрали в армию. Служил в Германии, в Дрездене 4 года. За работу в военные годы в карьере, 42 человека награждены за доблестный труд в годы ВОВ, в этом числе и я.
Художественной самодеятельностью в школе занималась моя младшая сестра, они пели песни, читали стихи. Приезжал лектор на деревню, привозили немое кино. Клуб был в старой церкви. Пел частушки, песню «Катюша», «Огонёк».
Отец с фронта не вернулся, пропал без вести под Вологдой. Память об отце Андрее Ксенафонтовиче храню в душе, смотрю на портрет, который висит на стене. Рассказываю внукам и правнукам, как жил в то время, и радовался каждой приятной мелочи. Имя отца увековечено на сельском памятнике участникам ВОВ.
Считаю, что благодаря героизму людей на фронте и в тылу, что встали на защиту страны от мала до велика, мы победили фашизм.
с. Тумашово. 2020г.
Саклакова О.П.