Воспоминания о Колмакове Константине Клементьевиче
«Листая наш семейный альбом, я вижу фотографию молодого человека в военной форме - это мой прадед, Колмаков Константин Клементьевич. Мне рассказал о нём мой папа.
Мой прадед родился 10 июня 1923 года в селе Сосновка Новозаимской волости Ялуторовского уезда в крестьянской семье, в которой было пятеро детей. С 7 лет прадеду пришлось идти работать, так как умер отец, а Костя был старшим в семье.
К началу войны прадеду было 18 лет, но в армию его призывали только в декабре 1941 года. Он был зачислен в 229 стрелковую дивизию, которая формировалась в городе Ишиме в ноябре 1941 - апреле 1942 года. Заняв оборону в полосе у Суровикино, дивизия приняла на себя главный удар немецко-фашистских войск, рвавшихся к Калачу. В течение 18 дней они не пропускали захватчиков дальше реки Чир. Почти половина частей дивизии к началу сражения не успели занять необходимые позиции, поэтому вступали в бой с ходу. Перед воинами была поставлена задача: «Должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это ни стоило».
Папа вспоминает рассказ прадеда об этом бое: «Бой начался рано утром. Мы готовились к контратаке. Нашему взводу приказали наладить переправу через противотанковый ров. Снаряды и мины рвались вокруг нас. Несколько раз приходилось уползать обратно. Затем началась страшная канонада. Всё слилось в сплошной гул. Погибло много солдат. А раненые, кто мог, уходили и уползали с поля боя. По окончанию артподготовки пошли в атаку. Задача поставлена такая: выбить фашистов из передовых траншей. К вечеру бой стих. А на следующее утро разгорелся ещё жарче. Однажды во время фашистской танковой атаки, когда советские войска оборонялись в окопах, танки проутюжили эти окопы, сравняв всю местность. Множество солдат было погребено заживо. И если бы не подоспевшая санинструктор, Анна Матвеевна Афанасьева, которая решила проверить: есть ли кто живой, то так и остался бы я в донских степях. Так 7 августа 1942 года стал для меня вторым днём рождения.»
После того, как откопала медсестра, их окружили немцы и взяли в плен. Сначала прадед был отправлен в Миллеровские лагеря. Затем дальше в Польшу и Германию. Болел дизентерией, несколько раз пытался бежать (ловили и пересылали дальше), придавливало породой в шахте. Но, видимо, спасал его Бог и добрые люди, которые все-таки встречались в такое трудное время.
В лагерях прадед провёл с 7 августа 1942 года по 5 апреля 1945 года. После освобождения и проверок НКВД он был зачислен в интендантскую роту авиационного полка в Германии и прослужил ещё 4 года. Домой вернулся в 1949 году, там его считали пропавшим без вести.
Мой прадед был награждён многими орденами и медалями. Жаль, что я не успел повидать моего героического прадеда, но его очень хорошо помнит мой папа, так как дед заменил ему рано умерших родителей. А значит, его буду помнить и я, потому что папа мне часто рассказывает о нем».
Правнук Колмаков Владимир Владимирович