Крутиков Дмитрий Дмитриевич
Умирают солдаты дважды
От штыка или пули вражей
И спустя много лет, в грядущем
От забывчивости живущих.
(А. Романов «Тревога»)
Война, которая длилась почти четыре года, унесла с собой 26 миллионов человеческих жизней, и нашу семью она не обошла стороной. На этой войне, защищая своё Отечество, погиб и мой дед Крутиков Дмитрий Дмитриевич.
Он родился 7 ноября 1900 года в селе Сосновка Заводоуковского района Тюменской области. Работал в колхозе «Ударник» этого же села. Он владел ремеслом, которое ценилось его односельчанами – изготавливал колеса для телег. Осенью 1941 года был призван на фронт, из города Ишим, в котором был сформирован 1272-й стрелковый полк 384-й дивизии. Нелёгкая судьба была у моего дедушки - с августа 1942 года от него не было вестей. С тех пор считается без вести пропавшим…
Его жена и моя родная бабушка, Крутикова Матрёна Петровна, вырастившая одна шестерых детей, всю свою жизнь пыталась хоть что-то узнать о его судьбе и очень переживала до конца своих дней, что так больше и не увидела своего мужа.
Из архивных данных: 384-я дивизия в составе 11-й и 27-й армии почти в течение года вела наступательные бои, имея задачей прорвать оборону противника. В боях под Старой Руссой дивизия потеряла до 80% личного состава и была расформирована. «Сидим в болотах» писал дедушка своим родным в письмах с фронта. Сибиряки этой дивизии совершили героизм: не дрогнули в то время, когда Красная Армия вырывала инициативу из рук противника. Немцы вместо штурма Ленинграда сидели в болотах под Старой Руссой и отбивались от наших героических земляков в т. ч. и от моего деда.
Деда я не видела, но горжусь тем, что он защищал Родину и сложил свою голову, чтобы счастливо жили мы, его потомки.
Шипунова Алла Георгиевна, внучка Крутикова Д. Д.